МИЛИТАРИЗМ - военный клуб

главная страница


"Суворовский" взгляд на компоновку танков


Суворов в "Последней республике" описывая преимущества наших танков и недостатки немецких всячески превозносит компоновку советских танков с расположением КПП и передачи на ведущие звездочки в корме корпуса. Мотивирует он это увеличением высоты корпуса из-за карданного вала в боевом отделении. Мотивировка звучит так: "Над карданным валом нам надо разместить плоскость - пол вращающейся башни. Потому между днищем корпуса и полом башни образовывалось полое пространство. Из-за этой в принципе ненужной пустоты мы вынуждены высоту корпуса танка увеличить на 30-40, а то и на все 50 сантиметров."Это яркий пример подхода Суворова к разъяснению своей позиции - он логически объясняет причину, но не обосновывая ее реальными фактами. Возьмем чертежи немецких танков и посмотрим, где эти 30-40 или даже 50 сантиметров. По Суворову карданный вал заставляет увеличивать высоту корпуса, ее и будем измерять. Итак, высота корпуса(от днища до крыши) T-IIIH 125 см, T-IVD даже 120 см, Пантеры 130 см. Исходя из рассуждений Суворова высота корпуса Т-34 должна быть 80-100 см. Берем чертежи Т-34, линейку и измеряем - 119 см. Разница минимальная, только Пантеру Т-34 обогнал на жалкие 10 сантиметров. Где обещанные полметра? Последняя надежда - "Королевский Тигр", монстр из монстров весом 68 тонн. Опять неудача - высота корпуса 123 сантиметра. В поисках утраченного "полого пространства" заглянем в кишочки танков, посмотрим чем заполнено пространство от пола башни до днища корпуса. Во-первых пола башни как такового на наших и немецких танках выпуска 1941-го нет. Полик башни появляется только на Тиграх, Пантере и советских послевоенных танках. Придется понимать под полом некую виртуальную плоскость проходящую через подошвы сапог экипажа. Так вот, на Т-34 эта самая плоскость не касается днища корпуса, проходит заметно выше него. И в том пространстве, в котором на T-III, T-VI, Тигре или Пантере проходит карданный вал на Т-34 лежат ящики со снарядами. Cм. продольный разрез Т-34, ящики со снарядами выделены красным. На немецких танках снаряды хранились в надгусеничных полках(Тигр, Пантера) или на полу корпуса, по обе стороны от коленвала(T-III и др). На Т-34 в надгусеничных полках были топливные баки. Чем же определяется высота корпуса? Она определяется высотой сидящего на своем месте механика-водителя, иногда двигателя. Потому высоты корпусов разных танков оказались удивительно близки, различия минимальные. Суворов вскользь написал об "очевидных преимуществах" переднего расположения трансмиссии и скрытых преимуществах заднего. Никаких "скрытых преимуществ", как мы увидели выше, нет. В чем же реально преимущества и недостатки этих двух подходов к компоновке танков? Преимуществом переднего расположения трансмиссии является возможность размещать коробку передач значительных размеров, ведь мы не скованы тем пятачком, который остается в корме корпуса, в нашем распоряжении реально свободное пространство между водителем и стрелком из курсового пулемета - ширина корпуса определяется в первую очередь диаметром погона башни. Кроме этого нет тяг управления, идущих в корму корпуса. Эти тяги может заклинить, двигать их довольно тяжело. Карданный вал, проходящий через боевое отделение, позволяет задействовать его попутно для боевых нужд танка. На Пантере и обоих Тиграх(обычном и Королевском) карданный вал в подбашенном отделении проходил через коробку раздаточного механизма, подключенного к гидроприводу башни. Это позволяло плавно и быстро вращать тяжелую башню, ведь в нашем распоряжении оказывалась практически вся мощность двигателя. Поэтому 13-ти тонная башня "Королевского Тигра" проворачивалась вокруг оси на 360 градусов за 17 сек. На Т-34 башня проворачивалась от электропривода со скоростью 360 град. за 11-15 сек. Реальной проблемой такой компоновки являются трудности с ремонтом коробки передач. Для смены КПП на Тигре приходилось снимать 11-тонную башню. То же и с T-III, T-IV. Только Пантере был люк в крыше корпуса, КПП можно было менять без снятия башни. Достоинством задней компоновки является возможность экспериментировать с передней частью корпуса - скашивать вперед борта для обеспечения поворота катков(БТ), сажать водителя посередине(Матильда, Валентайн, Рено FT-17). Выбор компоновки в разных странах что называется "исторически складывался". Англичане(да, да, англичане тоже использовали "правильную" компоновку) и мы, развивая танки Кристи использовали заднее расположение КПП и механизмов поворота. Немцы и американцы шли своим путем. Как одну из причин преобладания заднего расположения трансмиссии в послевоенные годы можно назвать вышеупомянутый недостаток другой схемы - сложность доступа к агрегатам КПП, механизма поворота, бортовых передач. Немцы на последних своих танках - проектах так называемой "Е-серии" использовали заднее расположение трансмиссии для удобства ремонта, весь агрегат двигатель-КПП объединялся в легкосменный блок. А в войну каждый баран нес свои рога. У Т-34 были проблемы с посредственной КПП, нередко наши танки таскали "на спине" запчасти трансмиссии. Проблемы с КПП(особенно для КВ) были одной из причин высоких небоевых потерь наших танков в начальный период ВОВ. Испытывавшие Т-34 и КВ отмечали трудность переключения передач, большие усилия на рычагах управления бортовыми фрикционами. Часто искрил, выходил из строя электромотор, проворачивавший башню. Немцы в свою очередь сдергивали башню с танка всякий раз, как ломалось что-нибудь в КПП или планетарных механизмах поворота. Так что у всех были свои проблемы, и выдувать из мухи слона, как это делает Суворов в приложении к компоновке танков незачем. К соотношению сил в 41-м это имеет весьма отдаленное отношение. На прилагаемой иллючтрации - продольном разрезе танка Т-34 красным выделены ящики с боеприпасами, а синим - педали, на которых располагались ноги командира танка(эти педали отвечали за стрельбу из пушки и пулемета). См. также компоновку типичного представителя немецкой школы танкостроения - T-III. Красным выделен коленвал, синим - педали наводчика. По обе стороны коленвала были уложены ящики со снарядами. Т.е. отличием от Т-34 было только то, что между ящиками со снарядами на полу корпуса у немецкого танка проходил коленвал. Есть и более авторитетный источник - "Танки. Конструкция и расчет" 1943-го года издания. Итак, что же пишут специалисты? Для простоты перескажу своими словами, близко к тексту, процитировав только некоторые важные моменты. РАСПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСМИССИИ В КОРМОВОЙ ЧАСТИ Удобства. а)в боевом отделении, свободном от агрегатов и механизмов силовой группы создаются благоприятные условия для лучшего размещения вооружения, боекомплекта и экипажа. б)трансмиссия как источник шумообразования находится вне боевого отделения Недостатки. а)Трудности расположения центра тяжести легких танков(в оригинале именно так, хотя в качестве примеров танков с данным типом трансмиссии приводятся Т-34, КВ - Я) в желаемой точке по продольной оси. б)Осмотр и обслуживание двигателя и трансмиссии требует выхода экипажа из танка в)Сравнительно сложная система приводов управления -тяги к КПП и к механизмам поворота проходят по всей длине танка, причем затруднен доступ к ним -вследствие того, что тяги работают не только на растяжение, но и на сжатие они должны изготовлятся массивными и разделятся системой валиков на ряд участков. -в зимнее время возможно примерзание тяг к днищу, особенно после слива воды из двигателя. РАЗМЕЩЕНИЕ ТРАНСМИССИИ В ОТДЕЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ Преимущества. 1.Легкость обеспечения положения ЦТ в желаемой точке и плавность колебаний ввиду рассредоточения наиболее тяжелых агрегатов по концам танка 2.Возможность размещения вооружения легкого танка в средней, наименее подверженной продольным колебаниям части танка. 3.Возможность осмотра и обслуживания трансмисии не выходя из танка. 4.Сокращение числа и длины тяг управления 5.Уменьшение общей длины танка(за счет совмещения трансмиссионного отделения с отделением управления), а вместе с ней и веса танка. (Каково!!! Суворов написал с точностью до наоборот :-) - Я) Недостатки. 1. Ухудшешение условий размещения размещения вооружения,экипажа и боекомплекта из-за прохождения трансмиссии через боевое отделение. 2.Переднее расположение ведущего колеса и связанная с этим большая возможность поражения гусеничного двигателя. 3.Затруднен доступ к двигателю. Далее идет весьма важный текст, привожу его дословно. "Необходимо отметить, что выбор места для расположения трансмиссии не является произвольным, а в значительной степени зависит от выборра для данного типа коробки перемены передач. Так при удлинненной, но достаточно узкой КПП типа Т-26 или Майбах(на T-III, IV) трансмиссию целесообразно расположить в носу танка, что позволяет по сторонам КПП разместить водителя и стрелка-радиста и тем самым сократить длину танка. Коробка перемены передач типа Т-34 и КВ, имеющая значительные размеры по продольной, так и по поперечной оси, можно располагать только в корме". Далее написано, что КПП Вильсон(Матильда, 38(t)) в силу небольших размеров можно размещать как в носу, так и в корме танка. Такие вот дела. Что касается КПП Т-34, то мне кажется упрек несправедлив, КПП можно воткнуть и впереди(судя по чертежам в наставлении Т-34). Но инженерам виднее. В заключение скажу, что причиной преобладания заднего расположения ведущего колеса - ленивца объясняется эксплуатационными (удобный доступ к трасмисии для ее ремонта) соображениями, а не мифическими достоиствами по сокрашению высоты танка.

С уважением, Исаев Алексей.



Милитаризм - оглавление | Обсуждение книг В.Суворова - оглавление